«Академия «Сарматия» – будущее HR,
которое наступило на отдельно взятом производстве.
Повышение квалификации и непрерывное обучение сотрудников – один из самых недооцененных ресурсов любой компании. «Выдернуть» специалиста с производства на период обучения – значит снизить производительность труда, сократить выработку, уронить показатели. Не многие руководители готовы пойти на подобные финансовые потери. Однако, есть такие предприятия, которые не просто вкладываются в обучение персонала, но и создают собственные образовательные центры.
СОАО «Беловежские сыры» широко известно в стране как компания с нестандартными подходами к управлению бизнес-процессами, которые приносят дивиденды в виде ежегодного роста производительности и прибыли. Одним из рычагов достижения поставленных результатов является непрерывный процесс обучения, повышения и подтверждения квалификации линейных работников.
Идея создания Академии принадлежит собственнику компании Светлане Васильевне Сушко, которая за короткий срок, придя к управлению на «Беловежские сыры», смогла внедрить инновационные управленческие решения, тем самым вывести предприятие на международную арену крупных игроков молочной индустрии.
– Одной из основных проблем, с которыми столкнулась компания в переходный период, была нехватка квалифицированных кадров в области переработки и производства молочных продуктов. Наблюдалась и текучесть кадров, что отрицательно влияло на производственные процессы и снижало эффективность работы, – рассказала нам Светлана Васильевна о предпосылках к созданию внутренней академии. – Исходя из вводных, руководство компании пришло к выводу, что для достижения стабильного роста и повышения качества продукции необходимо систематизировать процесс обучения и развития персонала. Опыт крупнейших международных компаний, которые активно инвестируют в развитие не только топ-менеджеров, а в первую очередь линейных работников, вдохновил нас на создание Академии.
Название Академии – «Сарматия» выбрано не случайно. Исторически так назывались наши земли во времена Античности. Философия, культура и мировоззрение народа сарматов легли в основу формирования бренда элитных сыров «Сарматия», в которых заложены традиции белорусского сыроделия.
Чтобы Академия начала свою работу, необходимо было выполнить ряд подготовительных действий – от организационных до выбора внутреннего тренера. Кандидатов рассматривали из числа самых продуктивных сотрудников, и это не случайно. Тот, кто помогает людям получать знания и становиться более эффективными, сам должен быть эффективным. Еще внутренний тренер является носителем корпоративной культуры, а, следовательно, до назначения должен определенное время проработать в компании. Обязательное условие к соискателю – большое желание помогать людям получать новые знания. В общем, формула такова: найдите самого продуктивного сотрудника, который хочет помогать другим становиться компетентными, и помогите ему освоить технологию обучения.
– Академия «Сарматия» задумывалась как проект, направленный на подготовку собственных кадров и сокращение затрат при обучении новых сотрудников. Имея богатый производственный опыт, мы были заинтересованы в том, чтобы знания наших специалистов были применимы не только в практической деятельности, но и работали на перспективу, обучая новичков, - поясняет Дмитрий Ранда, специалист по производственному обучению Академии. – Со временем мы поняли, что готовы не только обучать «своих», но и делиться знаниями с партнерами по аграрному сектору. Так было разработано несколько программ по обучению в сфере животноводства, которые направлены на повышение компетенции местных хозяйств.
На данный момент на предприятии тестируется система выявления и оценки потенциала каждого человека, от животновода до топ-менеджера. Исходя из анализа результатов составляется индивидуальная карта развития ключевого сотрудника. Это позволяет не только эффективно управлять уровнем подготовки специалистов, но и развивать сильные стороны игроков команды «Беловежских сыров».
За годы существования Академии было проведено более 20 видов тестирования, обучено 200+ сотрудников и присвоено 30 профессий с разрядами.
– Кроме повышения уровня знаний, у нас есть возможность обучать новым профессиям с присвоением квалификации и получением сертификата государственного образца, – рассказывает Алина Марченко, менеджер по персоналу СОАО «Беловежские сыры». – Таким образом, при нехватке рабочих специальностей, мы самостоятельно проводим обучение, аттестовываем и получаем сотрудника с нужными нам знаниями. Это позволяет снизить уровень текучести кадров и удерживать его на уровне около 3%.
Важно, что мотивация сотрудников на развитие и получение новых знаний в компании «Беловежские сыры» начинается буквально с первого рабочего дня.
– В компании ценят время персонала, посвященное обучению и получению новой информации. Многие люди смущаются обучаться в рабочем пространстве, считая это бесполезной тратой такого важного ресурса как время. Дабы объяснить людям, что это не так, начальники цехов и руководители отделений показывают свою заинтересованность в профессиональном развитии и мотивируют своих коллег на обучение, – уточнила Ирина Филиппова, заместитель директора по производству.
– Сегодня у нас разработано уже достаточное количество учебных курсов. Новичков мы знакомим с целями, планами, продуктами и принятыми в компании правилами. Результатом такого обучения является либо принятие на работу продуктивного сотрудника, который полностью разделяет цели компании, либо отказ человеку, который мог принести компании вред в силу своей некомпетентности, низкой мотивации и непринятия целей компании, – поделилась Алина Марченко.
– Все учебные программы полностью соответствуют нашим бизнес-процессам. Издержки на обучение сотрудников минимальны и не сопоставимы с результатом, который мы получаем: сильную и замотивированную команду профессионалов, которая нацелена на достижение нашей миссии - формирование имиджа Республики Беларусь как лучшего производителя элитных молочных продуктов! – подытожила Светлана Васильевна Сушко.